В словаре А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского психологическое консультирование (ПК) определяется как один из видов оказания психологической помощи «в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений». Американская Ассоциация Консультирования определяет консультирование как применение принципов психической гигиены, психологии, развития человека в ходе когнитивных, аффективных, бихевиоральных или системных воздействий или стратегий, которые направлены на достижение психологического комфорта, личностный рост, развитие карьеры, а также на лечение патологии. Психологическое консультирование — это новая, зарождающаяся профессия; консультанты должны иметь соответствующее образование, успешно пройти соответствующие квалификационные испытания. В своей работе психологи-консультанты опираются не на интуицию, а на знание соответствующих теорий. Консультирование может быть средством развития личности или вмешательством, способствующим адаптации клиента; оно проводится как с людьми, считающими себя благополучными, так и с людьми, имеющими значительные проблемы. В настоящее время в России психологическое консультирование является не самостоятельной профессией, а одним из видов деятельности различных специалистов. В основном, психологическое консультирование осуществляется психологами и психотерапевтами, но в некоторых организациях оно вменяется в обязанность педагогам, социальным педагогам, работникам служб социальной помощи и обеспечения, служб спасения. При этом, не существует каких бы то ни было нормативных документов, регламентирующих эту деятельность, нет системы повышения квалификации и аттестации, не разработаны профессиональные стандарты и критерии оценки деятельности, не существует соответствующей профессиональной ассоциации. Психологическое консультирование, осуществляемое частнопрактикующим лицом, не требует обязательного лицензирования и формально может осуществляться любым гражданином, даже не прошедшим специальную профессиональную подготовку. Следует признать, что сложившаяся практика не обеспечивает защиты клиента от оказания нему некачественных услуг и непреднамеренного нанесения вреда. В Российской Федерации учебные дисциплины, обеспечивающие систематическое обучение искусству психологического консультирования, входят лишь в образовательный стандарт подготовки специалистов по специальности «психология». Это позволяет утверждать, что именно дипломированные специалисты-психологи имеют основания заниматься психологическим консультированием. Специалист, оказывающий консультативную помощь, называется консультантом. Человек, являющийся получателем помощи – является клиентом. Сторона, выступающая инициатором консультации, оплачивающая деятельность консультанта и оценивающая его работу — заказчик. Если клиент и заказчик ­— одно лицо, психологическое консультирование осуществляется в формате двусторонних отношений, на основе консультационного контракта. Если клиент и заказчик – разные лица (например – родитель привел на консультацию ребенка), их интересы и цели могут не совпадать, и консультация проводится в формате трехсторонних отношений после согласования интересов сторон, поскольку ее цель – помощь клиенту, а не заказчику, который может иметь скрытые или явные интересы, отличающиеся от интересов клиента. Психологическое консультирование имеет много общего с психотерапией. И тот и другое – используется для оказания помощи клиенту в преодолении психологических затруднений; при этом применяются одни и те же техники; и психологическое консультирование и психотерапия базируются на одних и тех же персонологических теориях. Р. Кочюнас считает, что если на одном полюсе воображаемой шкалы поместить психологическое консультирование, направленное на оказание помощи в решении конкретной локальной проблемы и содействие личностному росту клиента, а на другой полюс поместить психотерапию, подразумевающую фундаментальные изменения личности, повышающие уровень ее адаптированности, то каждый конкретный случай психологической помощи всегда будет находиться между этими полюсами. Таким образом, разница между психотерапией и психологическим консультированием состоит не в содержании работы, а в том, что они осуществляются разными специалистами: психотерапия – врачами-психотерапевтами, имеющими соответствующую специализацию, а консультирование – психологами, прошедшими соответствующую последипломную подготовку. В зависимости от характера и уровня затруднения, переживаемого клиентом, можно выделить несколько уровней психологического консультирования. 

Человек, обращающийся за консультацией к психологу, находится в проблемной ситуации, требующей от него какого-либо решения. Информационное консультирование заключается в передаче психологом информации, необходимой клиенту для обоснованного принятий решения. Эта информация может касаться специфических знаний о закономерностях поведения, мышления, эмоциональных переживаний, развития и изменения. При этом психолог убежден, что клиент адекватно сознает проблему и корректно ставит вопрос. Необходимо отметить, что психолог в данном случае отвечает за достоверность передаваемой информации, а клиент за то, как он ее использует. Кроме того, психолог может информировать клиента о возможностях и условиях получения той или иной помощи специалистов, работающих в соответствующих организациях. Информационное консультирование по своей структуре сходно с юридической консультацией. Проблемное консультирование направлено на сопровождение клиента в ситуации осмысления проблемы, осознания ее основных элементов, рефлексии алгоритмов принятия решения. Итогом проблемного консультирования является корректная формулировка проблемы и обнаружение возможных способов ее решения. После достижения этого результата психолог может при необходимости перейти к информационному консультированию клиента, если в этом будет необходимость. Кризисное консультирование направлено на оказание психологической помощи в переживании личностного кризиса. Его отличительная черта в преимущественной направленности на работу с разрушающими переживаниями клиента, а не с содержанием проблемы. Успешным результатом кризисного консультирования является психологическая адаптация клиента, достижение им приемлемого уровня психологического комфорта. После достижения этого результата психолог может при необходимости перейти к проблемному консультированию клиента. Консультирование включает в себя разные специализации в зависимости от сферы применения и требует от консультанта углубленных знаний, специфического образования и опыта. Выделяют консультирование в образовании, супружеское и семейное консультирование, консультирование по вопросам психического здоровья, реабилитационное консультирование, геронтологическое консультирование, психологическое консультирование по вопросам зависимостей и девиантного поведения, карьерное психологическое консультирование. Психологическое консультирование может осуществляться в индивидуальном и групповом формате. Индивидуальное консультирование осуществляется как в очной форме, так и on-line.