Современный мир профессий огромен, разнообразен, а также расширяется и изменяется год от года. В связи с этим в данных условиях существует необходимость правильного, объективного, обоснованного и в данный момент времени нужного обществу выбора профессии. Для подростка сам по себе выбор профессии, подходящей для него, не из легких, т.к. он определяет, по сути, их дальнейшую жизнь и является стрессовым. Данная ситуация обусловлена еще и тем, что родители требуют от собственного ребенка согласия учиться и работать по той профессии, которую они для него выбрали (есть связи при трудоустройстве, «денежность» профессии и т.д.). При этом родители чаще всего не учитывают способности, личностные качества ребенка в подавляющем количестве случаев. Например, родители говорят «Пойдешь учиться на бухгалтера, потому что я так сказал/сказала», тем самым снижая собственную тревогу за будущее своего ребенка, не вверяя ответственность за выбор профессии самому ребенку. Таким образом, это своеобразная пилюля для научения жизни своего уже выросшего дитяти, пусть и не всегда верная. Помимо всего перечисленного выше, у подростков отсутствуют необходимые знания о содержании труда профессий, присутствуют трудности при оценке своих личностных качеств и их сопоставлении с требованиями профессии к человеку, отсутствие (или как непосильная задача для большинства) разумного построения своего трудового пути. Как правило, дети не стремятся сделать свои личные профессиональные планы достаточно обоснованными. Как следствие, смены профессий, отсутствие интереса к труду, отсутствие веры в свои силы и возможности… В связи с этим выбор профессии для некоторых людей может стать своеобразной драмой, в некоторых случаях приводящей к суициду. Школа в своей основной массе заинтересована в успешной сдаче выпускных экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ). Школьные психологи, начинающие и единственный на школу в 1000-1500 учеников, не всегда верно простраивают систему работы в направлении профессиональной ориентации или просто не уделяют данной работе должного внимания и времени. 

Что же такое профориентация? 

Начнем с того, что профессиональная ориентация (профориентация) широко разрабатывается в области психологии труда, не смотря на то, что является основным направлением деятельности школьного психолога. Степанов В.Г. В книге «Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессии» пишет: «Коротко профессиональная ориентация определяется как система мероприятий по ознакомлению молодежи и взрослых с миром профессий». А дальше отмечает следующие цели профессиональной ориентации: «1) обеспечение социальных гарантий свободного выбора профессии, формы трудовой занятости и путей реализации личности в условиях рыночных отношений; 2) достижение согласованности и сбалансированности между профессиональными интересами, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда; 3) эффективное прогнозирование профессиональной успешности в выбираемой сфере трудовой деятельности; 4) содействие непрерывному росту профессионального мастерства личности как важнейшего условия ее удовлетворения трудом и собственным общественным положением, реализации индивидуальных возможностей, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния». Как Вы смогли отметить, профориентационная работа осуществляется не только с детьми, а еще и со взрослыми. Это связно с тем, что многие взрослые по определенным причинам решили сменить профессию. Например, это может быть связано с социально-экономической ситуацией в регионе или стране в целом, уже имеющаяся профессия не устраивает личностно, морально или экономически. А может просто была получена по настоянию родителей или «за компанию» с друзьями... И вот диплом лежит перед родителями... Друзей их выбор устраивает... И... опять все сначала... Идем к направлениям профориентационной работы. Основными направлениями профориентационной работы являются профессиональное информирование, профессиональные пробы, профессиональные консультации, профессиональный отбор, профессиональный подбор, социально-профессиональный подбор. Есть еще такое направление профориентационной работы как профессиональное просвещение. Оно как раз и положено в основу данной статьи. ))) Из методов, применяемых в профориентационной работы можно назвать информирование, диагностику (как психологическую, так и медицинскую), совокупность педагогических методов. Одним из методов по изучению профессий в психологии труда является профессиограмма – обобщенное описание требований определенной профессии к человеку, как носителю конкретной профессии, включающая профессионально важные качества. В профессиограмме отмечаются несколько крупных блоков проблем: социально-экономический, технологические характеристики, медико-физиологические и санитарные характеристики, психофизиологические характеристики. Частью профессиограммы является психограмма, в которой сконцентрированы психологические требования к личности профессионала конкретного профиля, к его психофизиологическим качествам, которые обеспечивают успешное овладение конкретной профессией. Исходя из вышесказанного профессиональная информация нацелена на передачу и усвоение научно обоснованного опыта о трудовой деятельности человека. Профессиональное просвещение направлено на сообщение знаний о всевозможных профессиях. Это может осуществляться через лекции, беседы, диспуты, выступления по радио, телевидению, в массовой печати. Одной из важных направлений профориентации в школе – это профессиональные пробы (пробы сил). Это своеобразная проверка собственных сил, которая моделирует определенный вид профессиональной деятельности и способствует осознанному и обоснованному выбору профессии. Его можно воспринимать как определенную проверку или испытание подростком самого себя в определенной профессии и с последующей рефлексией результатов. Профконсультирование (или профессиональное консультирование) – это вид помощи в выборе профессии, направленный на согласование собственных физических, психологических возможностей, способностей и потребностей клиента с интересами рынка труда с учетом медицинских требований к профессии, списком профессионально важных качеств для данной профессии, с учетом противопоказаний. Профконсультирование может применяться совместно с другими направлениями и методами работы. 

 Диагностика в данном случае может применяться как для профориентации, так для профотбора. В чем заключается смысл психодиагностки при профориентационной работе? Ее целью становится выяснить личностные качества, способности человека, количественно их измерив. А именно темперамент, коммуникативные и организаторские способности, уровень эмпатии, особенности внимания, мышления, мотивы выбора профессии, и т.д. А также исследуются профессиональные интересы, склонности, расположенность к тому или иному типу профессий и т.д. Предназначена в данном случае для выбора более подходящей данному человеку профессии. Нужно понимать, что диагностика и профконсультирование будут неразрывно связаны. Диагностика помогает лучше понять себя, а беседа в процессе консультирования что-то разъяснить, выяснить, уточнить и понять для себя. Профессиональный отбор и профессиональный подбор, имея некоторую схожесть, отличаются. 

 Профессиональный отбор включает в себя определенную систему мероприятий, позволяющих определять пригодность человека к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности. Различают относительные и абсолютные специальности. Относительными может овладеть каждый человек. Абсолютные специальности предъявляют особые, более высокие требования к психофизиологическим качествам человека, и поэтому они не всем доступны. Именно к абсолютным специальностям особенно необходимо определять пригодность человека. Примеры абсолютных специальностей - работа летчиков, космонавтов, подводников, водителей автомобилей и других наземных транспортных средств, операторов сложных систем управления. Задачей профессионального подбора служит выявление лиц, которые по своим индивидуальным особенностям наиболее соответствуют отдельным видам той или иной деятельности в рамках конкретной специальности. Определение пригодности человека к деятельности водителя при поступлении в автошколу является профотбором, а определение пригодности к работе водителем автобуса, таксомотора, грузового автомобиля при работе на маршрутах большой протяженности или испытателем новых автомобилей - профподбором. 

Профориентация что это и зачем это нужно

Психологами и педагогами внутри школы обычно используются следующие формы и методы центрирования внимания подростков на проблеме выбора: 

 индивидуальные беседы-консультации (с применением активизирующих вопросов, совместных технологий по анализу ситуаций самоопределения и т.п.); 

тренинги; 

профориентационные игры и упражнения; 

специально организованные дискуссии; 

активизирующие опросники (со специальными вопросами, провоцирующими на размышления о сложных ценностно-смысловых аспектах самоопределения); 

совместное с классом рассмотрение задач-ситуаций профессионального и личностного самоопределения; 

использование собственных примеров преподавателя (часто такие примеры могут оказаться довольно интересными и убедительными для школьников); 

организованные экскурсии на предприятия; и др. 

Это основные понятия и мероприятия профориентационной работы. Ошибки при выборе профессии и как их избежать рассмотрим в следующей статье. А также в ней увидите советы родителям о том, как помочь своему ребенку выбрать профессию. При работе с детьми в рамках профориентации нужно помнить, что подростку необходимо дать не менее трех вариантов подходящих для него профессий, а окончательный выбор делать ему самому. Родителям следует задуматься о том, может ли получится так, что Ваш ребенок, закончив вуз и получив специальность по вашему настоянию, придет, положив диплом перед Вами, со словами «Я отучился и получил диплом для Вас мои дорогие и любимые родители. Довольны? Теперь пойду учиться для себя»? Как Вам? Нравится? Того ли Вы желаете своему ребенку? Действительно ли он «звезда» в той области, в которой Вы хотите, чтобы он учился и работал? А что у него получается и дается лучше всего? А что хуже? Объективно. Не обвиняя. Сделать вывод. Принять выбор ребенка. Да, возможно, после первого года обучения ребенок сменит специальность, поняв, что это не его.