Медитация имеет очень широкий спектр применения: от обычного отдыха до возможности кардинальных личностных изменений. Использование медитации в комплексе современных психологических методик позволяет расширить возможности психологической помощи при решении проблем разного характера, при оздоровлении организма и духовном развитии человека. Медитация, пожалуй, одно из тех явлений, о которых еще долгое время не будет составлено единого мнения. Современный взгляд на медитацию по-прежнему противоречив, поэтому мы попытаемся разобраться лишь в одном ее аспекте: медитация как психотерапевтическое средство. 

 Коротко о главном 

 Таинственность медитации начинается уже с вопроса о происхождении самого ее названия. Одни специалисты считают что слово «медитация» происходит от латинского meditatio — «двигающийся к центру», другие видят ее происхождение от слова «meditor» - «обумываю, размышляю». Есть также версия об этимологическом родстве термина со словами «медицинский» и «лечить» (М. Викас, 2003). Под медитацией принято понимать серию мыслительных действий, цель которых — достичь особого состояния организма человека, характеризующегося погруженностью в глубокое физическое и психическое успокоение, отрешенностью от внешнего мира, во время которого сохраняется способность к размышлениям — оперированию образами на заранее намеченную тему. Медитация влияет практически на все соматические процессы, происходящие в организме. 

Среди клинически подтвержденных эффектов медитации выделяют:  

· изменение дыхания; 

· замедление сердцебиения; 

· понижение кровяного давления; 

· уменьшение потребления кислорода; 

· замедление обмена веществ; 

· уменьшение содержания молочной кислоты в крови; 

· усиление кровотока в предплечьях и увеличение температуры ладоней; 

· увеличение электрического сопротивления кожи. 

 Экспериментально установлено, что человек в состоянии медитации способен увеличивать на продолжительное время частоту пульса до 300 ударов в минуту или же замедлять его до полной остановки, а также контролировать понижение и повышение температуры тела, причем в разных его частях. Кроме того, медитирующие испытывают целый ряд разнообразных психосенсорных ощущений в теле: токи тепла, поднимающиеся вдоль спины к голове, являющиеся признаками повышения общей энергетизации организма либо тяжесть в различных частях тела, свидетельствующую о высокой степени мышечной релаксации. Когда чувство тяжести проходит, возникает ощущение прилива энергии, приятно растекающейся по всему телу. Может появиться ощущения размытости границ тела или ощущение их полного исчезновения. Классическая медитация предполагает отказ не только от внешних, но и от внутренних впечатлений (переживаний) – образов, чувств, ощущений. Большинство современных западных методик медитации предполагает работу с образами, а нередко – и с телесными ощущениями и эмоциями. Выделяют различные виды медитации. Основным критерием деления здесь выступает активность медитирующего (по Г.С. Никифорову): * К техникам пассивной медитацииможно отнестиметод концентрации на раз­личных частях тела, технику быстрой релаксации, концентрацию на меди­тативной музыке, дыхании или позе, мант­ра-медитацию, медитацию на определенных фразах, янтрах или чакрах, технику стимулирования деятельности вегетатив­ной нервной системы (лайя-йога) и медитацию на позвоночнике. * К техникам динамической медитацииотноситсямедитация на процессе приема пищи, на ходьбе, движении или медитация на позе тела, осознание привычек, авто­матизмов и собственного поведения, а также осознание в процессе беседы с другим человеком. В Японии одна из самых популярных форм динамической медитации — церемония приготовления чая. Отдельно можно рассмотреть трансцендентальную медитацию (ТМ), способную оказать мощное психологическое воздействие на человека. Применение этого вида медитации способствует формированию пассивно-созерцательного отношения к страху и переводу негативных эмоций в нейтральные или даже положительные. Как никакая другая, трансцендентальная медитация способствует быстрому расслаблению мышц и нормализации артериального давления и сердечного ритма, повышению альфа-активности биотоков мозга. Поэтому ее применяют для снятия стрессовых состояний и физического напряжения. 

Медитация как средство психотерапевтического воздействия 

 Ничто так не портит настроение и не подтачивает душевные силы как постоянное повторение самокритичных, самообвинительных мыслей, проте­кающее на грани сознания и подсознания. Этот постоянный внутренний диалог, который мы ведем внутри себя круглосуточно, является наиболее час­той причиной эмоционального дискомфорта. Медитация является наиболее действенным средством, способным справиться с этой «умственной жвачкой». Навык остановки внутренней речи представляет собой важнейший инструмент психологической саморегуляции, способ достижения и поддержания эмоционального равновесия. Доказано, что медита­ция как система психотехнических приемов, предназначенных для вхождения в определенные состояния сознания и пребывания в них во время выполнения ка­кой-либо деятельности, предполагает достижение следующих эффектов (по Г.С.Никифорову): 

· нормализации нервных процессов; 

· повышения жизненного тонуса; 

· формирования воли; 

· развития интеллектуальных способностей; 

· улучшения памяти и внимания; 

· изменения отдельных черт темперамента и характера; 

· улучшения работоспособности; 

· снижения конфликтности при взаимодействии с другими людьми; 

· предотвращения и преодоления различных заболеваний. 

 В психотерапии есть тенденция рассматривать медитацию в качестве аутосуггестивного варианта гипноза. Оба метода воздействия приводят человека к измененному состоянию сознания, делая более доступным содержание бессознательного. Диалог, в ко­тором подсознание стремится высказать свое «наболевшее» в не­вербальной форме (в виде зрительных образов или телесных ощу­щений) называется сознательно-под­сознательной коммуникацией. Способ поддержания такого диалога в телесной психо­коррекции весьма доступен - нужно просто прислушаться к соб­ственному телу (Коллиндж У., 1997). Осознавание же того, с какой причиной связано то или иное дискомфортное телесное ощуще­ние, его осознанно-интуитивная интерпретация («ага-переживание» по Ф. Перлзу, фокусировка по Ю. Джендлину) является эф­фективным способом достижения человеком внутреннего согла­сия. Согласия с самим собой, с собственным подсознанием, что особенно важно для устранения разнообразных психосоматичес­ких и эмоциональных расстройств. Необходимым условием возникновения сознательно-под­сознательной коммуникации, является освобождение сознания от словесно оформленных мыслей. Тем самым достига­ется состояние, которое описывается как «внутреннее безмолвие» (К. Кастанеда, 1997) или «мысленная тишина». Иными словами, происходит прекращение внутреннего диалога, деактивация логического мыш­ления (или дерефлексия в терминологии В. Франкла). В подобных условиях устраняется конку­ренция различных очагов возбуждения в коре мозга, прекращается противостояние различных доминант. Особенно значимо устране­ние межполушарной «борьбы за власть», усыпление левополушарной внутренней цензуры, снижение критики. Именно поэтому воз­никает временная «монополия» одного образа (одного очага возбуж­дения, одной доминанты), позволяющая мобилизовать все внутрен­ние ресурсы для достижения одной цели. Умение входить в медитативное состояние «внутренней тишины» в сочетании с навыком телесного самонаб­людения дает удобный способ прерывания навязчивых негативных мыслей, устранения состояний тревожности или депрессии. Полное (как внешнее, так и внутреннее) молчание, внутрен­няя тишина - способ возвращения человека к «истинной природе». Для достижения подобного состояния можно использовать следующие приемы и техники (по М. Сандомирскому): А). Усыпить сознание, погрузиться в состояние «сна наяву» (используется релаксация, сенсорная депривация). Б). Подавить внутреннюю речь. При этом ее мож­но свести к механической речи (беспрерывное самокомментирование, как в технике ТМ - трансцендентальной медитации) или же речи монотонно-стереотипной (мантры в йогических практиках). Таким образом, можно замедлить поток сознания или даже остановить его. В). Отвлечь сознание, загрузить его непрерывной монотонной деятельностью (динамическая медитация, суфийские «танцы»). Либо деавтоматизировать сознание (А. Дейкман), занять его, как ребенка, забавной «игрушкой-головоломкой», не имеющей стереотипно-логического решения. Инструментом подобного рода служат дзенские загадки-коаны. В поисках ответа на них человек полностью погружается в себя (происходит своего рода «коанизация» сознания). При этом он, в конце концов, неизбежно отходит от стереотипов рационального, словесно-оформленного мышления. Точнее, рациональное мышление капитулирует перед неразрешимым, на его взгляд, логическим противоречием и регрессирует к детскому, невербальному мышлению. Как медитация, так и психотерапия, являются методами исцеления и личностного роста. Главное же различие в том, что медитация стремится к комплексному развитию духовных и творческих способностей человека, используя резервы его психики, в то время как психотерапия больше направлена на устранение эмоциональных и когнитивных расстройств. Современные психотерапевтические и медитационные техники способны гармонично сочетаться и дополнять друг друга. Правильно проведенная медитация ускоряет и поддерживает ход терапевтического лечения, способствует вызыванию состояния глубокой релаксации. Медитация способна изменить сознание, так как обладает скрытыми механизмами психической санации. Медитативные упражнения, завершающие или предваряющие психотерапевтические сеансы, углубляют и закрепляют оздоровительный эффект терапевтического воздействия. По собственному многолетнему опыту проведения терапевтических групп могу сказать, что вовремя и правильно использованная медитативная техника способна улучшить результаты применения целого ряда психотерапевтических приемов и сделать более мягким процесс работы с травматическим материалом клиента. 

 Инструкция для начинающих 

 Для практического подхода медитация важна не столько сама по себе, как средство самопознания и духовного роста, сколько как важнейший инструмент психокоррекции, предназначенный для самопрограммирования, саморегуляции психического состояния (статью о саморегуляции см. в № 11 журнала «РиТМ Психология для всех»). Психокоррекционное использование медитативного состояния возможно при осуществлении следующих шагов: Первый шаг - создание «ментальной пустоты». Это своего рода рас­чистка внутрипсихического пространства для дальнейшей работы, создание мысленной «чистой доски». Второй шаг - заполнение «пустоты». Созданное пространство заполняется заранее сформулированными позитивными мыслями - словесными самоинструкциями (установками) или эмоционально окрашенными образами. Тем самым происходит программирование текущего психоэмоционального состояния (снятие как душевного, так и телесного дискомфорта) либо настройка на предстоящую деятельность – преодоление внутренних барьеров и создание позитивного образа достижения. Существует множество техник медитирования, так же как и вариантов проведения самой медитации. Позу, время и место проведения медитации выбирает каждый самостоятельно, исходя из своих возможностей и пожеланий. И все же, какой бы вид и способ медитирования вы не выбрали, помните наставление великих учителей йоги о том, что главными составляющими успешной медитации являются последовательность, регулярность и умеренность. 

Опубликовано:Шмигель Н.Е. Медитация и психотерапия: вместе или порознь? / Журнал «РиТМ Психология для всех». – 2011. - № 12. – С. 10 - 12.